Командное общение в Counter-Strike
Представляем перевод статьи американского прогеймера Дага Якобсона (ник jacobson). К моменту написания рекомендаций по командой игре в CS, Даг Якобсон имел восемь лет опыта игры и множество наблюдений командной игры лучших игроков мира.
Кто-то из игроков говорит, что его вывели на вершину рейтинга скилл и стрельба; другие придерживаются мнения, что всему причиной их доскональное знание физики игры. Однако, многие профи игроки упускают из виду один из важнейших факторов командной игры Counter-Strike - это общение.

Общение в своей команде по CS - это не просто какое-то абстрактное понятие, это основа всей командной игры (тимплея). Вы не можете называться командой, пока не демонстрируете качественного командного взаимодействия, а для этого вам нужно хорошо знать своих партнеров-бойцов, понимать, как они думают и какие у них планы. Лучший путь для этого понимания - если они сами будут озвучивать свои мысли и поступки перед тем, как совершат их.
В этом и заключается весь смысл правильной коммуникации - дать наибольшее количество важнейшей информации в самый короткий срок.
Каждый из игроков наверняка был в команде, где присутствовал какой-нибудь тормоз-молчун или безумный болтун, которого не заткнешь... Оба персонажа (и тормоз, и болтун) показывают - как не нужно строить общение в своей команде по Counter-Strike.
Как же найти границу полезности вашего ообщения в команде? Очень просто: анализируйте то, что вы сообщаете своим бойцам по команде - поможет ли ваша информация всем вам выиграть раунд? Зачем выкрикивать свои эмоции в эфир, если вас уже убили, а вы недовольны? Ваше нытье и возмущение не помогут оставшимся в живых бойцам.
Выдавайте в общекомандный эфир только ту информацию, которая поможет уничтожить врагов и выиграть раунд. И выдавайте эту информацию как можно быстрее.

Основы командного общения в CS
Если вы хотите стать настоящей командой - сильной, умной, опасной и быстрой - то соблюдайте следующие простые правила общения внутри команды:
- если вам нужна помощь - сообщите об этом команде
- если ваши стратегии не срабатывают, обсудите почему это происходит во время паузы - пока вы и сокомандники мертвы
- если вы обсуждаете ошибки в стратегиях, делайте это тихо и без нервов
кидая любую гранату, называйте её тип (слепящая, дым или нет) и место, куда вы её бросаете когда вы начинаете понимать, как играет противник (агрессивно, пассивно, через прострелы) - сообщите об этом команде - если вы нуждаетесь в том, чтобы ваши тиммейты дали вам какую-то флэш или гранату - попросите их
- если партнер по команде просит у вас, чтобы вы дали ему какую-то флэшку или гранату, не переспрашивайте - сразу дайте
- если вашего тиммейта убили - вы должны использовать всю сказанную вам информацию для размена, ибо нельзя позволять одному игроку противника бегать по карте и сносить половину вашей команды
- обсуждение и исправление любых игровых ошибок по броскам гранат, нечаянном ослеплении своих и т.д. - только после матча
- не говорите о всякой ерунде во время фризтайма; это время должно быть использовано эффективно, чтобы ваш капитан проинформировал вас о планах на раунд, новых тактиках и возможном поведении противника
- если вам нужен дроп, напишите! И только если вам не скинули его к окончанию фризтайма - просите голосом
Особенности командного общения при игре за Спецназ (Counter-Terrorist team, CT) - в начале каждого раунда должна быть названа ваша расстановка по карте (дефолт; 2-1-2; 3-1-1; 4-1)
- в начале каждого раунда поясняйте, как ваши партнеры по команде должны/не должны играть
- все что вы видите и слышите (шаги, гранаты, зум оптического прицела, дымы, выстрелы) – проговаривайте; например, если вы слышите 2 АК за стеной и AWP там же, скажите что знаете местонахождение как минимум трех игроков противника
- помните, что если вы обнаружили 3 или 4 противника - это еще не "все"
- не кричите "все бегут на Б!", если не видели пятерых игроков и бомбу
- если вы отыгрывали на точке один и были убиты, скажите тиммейтам куда шел враг и напомните им об этом еще через 15 секунд
- если вы видите бомбу - СРАЗУ сообщите об этом команде
Особенности командного общения при игре за Террористов (Terrorist team, T) - куда ты идешь, что ты делаешь, какую зону ты кроешь, куда смотришь, где кого слышишь - вся эта информация предельно важна для ваших бойцов по команде
- когда вы смотрите назад или кроете один из флангов, проговорите вслух "если меня убьют - значит они идут отсюда"
- если вы поставили бомбу и кроете плэнт, скажите какую зону вы взяли, а какие зоны вами не смотрятся - так, те из ваших тиммейтов, кто еще не решил какую из зон карты смотреть, поймут куда им бежать и что контролировать
- когда вы ставите бомбу, дайте своим партнерам по команде полную инфу о месте установки - это ваша основная задача как закладчика

Общение в команде: уметь говорить и уметь слушать Не забывайте о том, что общение в игре Counter-Strike состоит из двух частей - умении говорить и умении слушать. Ваша команда может говорить все, что нужно, но если вы не умеете слушать - толку от полезной информации от ваших бойцов вы не получите.
Чтобы взаимодействовать через общение эффективно, слушая ваших тиммейтов всегда выделяйте следующие слова: - как минимум
- враг может
- ВСЕ!
- бомба
- рашат
и другие подобные слова, пропуск которых может привесте к быстрому проигрышу раунда.
Не забывайте о том, что ответом на информацию ваших тиммейтов должна быть ваша реакция и поступки. Так, если тиммейт говорит "четверо на Б", значит 5-ый игрок вражеской команды может обходить вас в спину, может красться с бомбой на пустой плэнт, может отрезать хелпу и т.д.
Никто не должен кричать "Все у меня!", пока не увидит всех 5-ых игроков противника.
Конечно, может ваш солдат просто не разглядел пятого и поэтому сказал, что врагов четверо. Но лучше приготовиться к худшему, чем дать противнику шанс на легкий и безответный килл или установку бомбы в другом конце карты. Всегда, когда вы не имеете в вашем распоряжении информации о всех игроках противника - передвигайтесь и помогайте своим осторожнее. Стратегия с выцеплением хелпы и заходом в спину очень стара, но работает как новая.
Если же дана информация о раше с бомбой, тогда ваше перемещение должно быть более быстрым и уверенным.
Затем, очень важным моментом является время передачи информации. Игроков часто ленятся дают важную инфу лишь спустя 3-5 секунд после смерти, а-то и еще позже. Эта грубая ошибка должна быть искоренена - введите правило для матчей, согласно которому каждый ваш игрок имеет право давать информацию лишь на протяжении 5 секунд после смерти. Это поможет вашим бойцам команды выдавать наибольшее количество важнейшей информации в самые сжатые сроки.
Все вышесказанное кому-то может показаться очень простым. Однако, вы своими глазами можете увидеть сотни и тысячи случаев, когда лучшие в мире игроки своим молчанием и неумением общаться резко снижают шансы своих команд на победу Лучшие в мире игроки! Не повторяйте их ошибок, работайте над собой и над своими бойцами - и тогда ваша комнадная игра станет намного лучше, а ваша команда - сплоченнее и сильнее.
|